Распиновка xlr разъема. Правильная распайка разъёма mini-XLR Shure


Распайка у разных производителей может быть разной!


Пример распайки mini-XLR - "петлички" Shure WL183, WL184, WL185:


Распайка разъёмов Speakon - нет в таблицах. Правильней, наверно, написать "распиновка", так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные разъёмы можно паять. В природе существуют 2-х, 4-х и 8-и контактные разъёмы Speakon. Начиная от 4-х контактного, маркируются группами - группа №1 - "1+" и "1-", группа №2 - "2+" и "2-" и т. д. Обычно, "по умолчанию", используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon.

Распайка кабеля DMX-512. Кабеля (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают трёх- и пяти-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Только есть небольшая особенность в том, что "горячий" или главный контакт в DMX-512 - №3, а не №2, как в аудиотехнике. Поэтому иногда паяют к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не белой. Может возникнуть путаница. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, настоятельно рекомендуют посмотреть распайку на другом конце кабеля и сделать так же на нерабочем. Если поменять контакты №2 и №3 местами, приборы будут "зеркалить" в лучшем случае, а в худшем могут и не работать вообще. Так же все рекомендуют устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор - 3-х или 5-и пиновый разъём XLR с припаянным внутри сопротивлением 90-120 Ом между контактами №2 и №3. Особенно, если приборов много и линия длинная. Вообще протокол DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров. Подробности распайки:


Знать распиновку XLR разъёмов и уметь правильно припаять к ним DMX кабель – обязательные навыки, которые должны присутствовать у всех, кто связан с работой, наладкой и обслуживанием светотехнического оборудования. К тому же, кажущееся на первый взгляд простое занятие, имеет ряд нюансов с которыми нельзя не считаться.

Распиновка DMX разъема

В настоящее время на всём управляемом по DMX протоколу светотехническом оборудовании имеется один (реже 2) вида XLR разъёмов: с тремя или пятью контактами. Использование разъёма на 5 PIN было изначально предусмотрено стандартом USITT1990, чтобы исключить возможность подачи DMX сигнала на вход звукоусиливающих устройств, имеющих гораздо меньшую чувствительность. На практике наличие 5 контактов избыточно, так как для передачи управляющего сигнала по интерфейсу RS-485 достаточно двух проводов.

При выборе DMX кабеля особое внимание следует обращать на его тип. В идеале нужно использовать витую пару с нормированным волновым сопротивлением (120 Ом) и сечением проводников не менее 0,25 мм 2 . Однако для подключения к DMX контроллеру световых приборов, размещённых вблизи друг от друга, можно воспользоваться качественным микрофонным кабелем.

Перед тем как приступить к распайке, необходимо ознакомиться с распиновкой. Для распайки 5 контактного разъёма можно взять как экранированный 4 проводный кабель, так и двухпроводный, придерживаясь следующей схемы:

  • PIN 2 – данные «–»;
  • PIN 3 – данные «+»;
  • PIN 4 – данные «–» обратного канала;
  • PIN 5 – данные «+» обратного канала.

При использовании двухпроводной витой пары PIN4 и PIN5 остаются незадействованными. Распиновка XLR разъёма с тремя контактами выглядит так:

  • PIN 1 – общий (экранирующий) провод;
  • PIN 2 – данные «–»;
  • PIN 3 – данные «+».

Процесс распайки DMX кабеля

Для распайки DMX кабеля понадобится стандартный набор инструментов:

  • паяльник с припоем;
  • бокорезы;
  • тиски;
  • мультиметр.

Сначала нужно подготовить кабель, для чего с обеих сторон ножом снимают изоляцию и отводят в сторону экранирующую оплётку. Затем оплётку скручивают в единый проводник и вместе с зачищенными на 1–2 мм концами сигнальных проводов лудят. Штырьки на разъёмах тоже заполняют припоем. На первый контакт разъёма припаивают общий провод (оплётку), а на второй и третий – сигнальные провода. Для удобства проведения работ разъём фиксируют в тисках. После распайки надёжность соединения проверяют мультиметром в режиме прозвонки.

Правильная распайка DMX кабеля не всегда гарантирует безупречную работу подключенного к нему светового оборудования. Сбои в виде нежелательных вспышек могут быть вызваны влиянием внешних факторов, таких как наводки от радиоэлектронной аппаратуры и силовых кабелей. Чтобы не допустить проявления подобных проблем, в линию необходимо включить DMX терминатор. Он представляет собой DMX разъём штыревого типа с запаянным внутри резистором на 120 Ом. Использование DMX терминатора рекомендуется в следующих случаях:

  • в одной цепочке подключено более 10 световых приборов;
  • длина кабельной трассы между двумя ближайшими приборами близка к 100 метрам;
  • в непосредственной близости от DMX провода находится источник радиопомех или электромагнитного излучения.

DMX терминатор изготавливается в виде заглушки и устанавливается в разъём «DMX OUT» последнего светильника. В таком случае его называют концевой терминатор. Некоторые модели приборов имеют встроенный терминатор и дополнительно оснащены кнопкой для активации режима «Termination». Проверить наличие резистора внутри прибора можно с помощью мультиметра, измерив сопротивление между PIN2 и PIN3 XLR разъёма.
При отсутствии встроенного резистора, изготовить терминатор-заглушку можно своими руками. Для этого понадобится штыревой XLR разъём (папа) и резистор номиналом от 100 до 150 Ом. Разъём разбирают и на контакты 2 и 3, предназначенные для соединения с DMX кабелем, припаивают резистор. Если купить разъём не представляется возможным, то допускается распайка резистора внутри любого имеющегося разъёма, параллельно проводам.

Который, по моему мнению, должен быть в наличии у каждого музыканта. Теперь нужно сказать пару слов о подключении микрофона к компьютеру и о коммутации звукового оборудования в целом. На всякий случай повторю, что эта статья нацелена на музыкантов, а не на звукорежиссеров .

Существует много разных типов разъемов и кабелей, но я расскажу только о тех, которые могут реально понадобиться обычному музыканту. Без физики.

Типы подключения устройств

  • Не балансное
    Самые обычные. Два провода. Один канал — сигнал, другой — земля. В роли земли может выступать оплетка. Так подключается, например, гитара. Или предусилитель к усилителю. Наушники также имеют не балансное подключение, только у них два канала (поэтому провода не два, а три).
  • Балансое
    На один канал используется 3 провода. Земля, плюс и минус. Смысл — в помехоустойчивости . На плюсе и минусе один и тот же сигнал, но с разным знаком. При суммировании плюса и минуса должен получаться ноль. Но если появилась помеха, то она окажет одинаковое воздействие на оба сигнала. Таким образом, их суммирование даст не ноль, а удвоенную ошибку. И если вычесть эту ошибку из плюса, то получится неискаженный сигнал.Такое подключение используется в профессиональных микрофонах, а также иногда при коммутации профессионального оборудования.

Кабели

И для балансного, и для небалансного подключения, как правило, используются т.н. микрофонные кабели. Они содержат экран из фольги, оплетку и две жилы. Для небалансного подключения одну из жил не подключают, соединяют с оплеткой (землей) или со второй жилой. Для балансного — используют обе жилы как плюс и минус, и оплетку как землю.

Стоит упомянуть спикер-кабели. Они используются для подключения динамиков к усилителям. Отличаются от микрофонных более крупным сечением (для передачи более мощного сигнала).

Разъемы


Переходники и размножители

В профессиональной студии обычно вообще не используются 3.5 миниджеки, а всевозможные варианты кабелей уже распаяны и на любое устройство есть готовый. В домашней же студии, во-первых, более вероятно использование непрофессионального оборудования, а значит — и миниджеков. Во-вторых, не выгодно заготавливать десятки кабелей с разными разъемами. Поэтому используют переходники. Для наглядности, разъем, который вставляют, называют «папой». А гнездо называют «мамой». Вот наиболее употребляемые в домашней студии варианты переходников:


Купить распаянный кабель или распаять самому?

Однозначного ответа нет. Если Вы планируете много коммутации, дешевле будет паять самостоятельно, потому что распаянные кабели часто стоят существенно дороже своих компонентов. Да и не всегда можно легко найти кабель с нужной распайкой.

Много пишут о том, что заводская пайка более качественная, дает меньше потери сигнала. В теории — да. На практике встречал не раз устройства и кабели, которые лучше пропаять еще раз самому, чтобы не развалилось:)) Да и разница в качестве пайки принципиальна на аппаратуре более высокого уровня, чем в домашней студии.

Подключение микрофона к компьютеру

В продолжение . Понадобится кабель, на одном конце которого XLR-мама, а на другом — 6.25-папа. Далее, на папу надевается переходник (на одном конце — 6.25-мама, на другом — 3.5-папа). И этот переходник подключается к микрофонному входу компьютера . Ну а XLR — в микрофон.

Толстый и тяжелый кабель будет провисать на хлипком 3.5 гнезде компьютера. Конечно, он его не выломает, но погнуть может. Возможно, придется что-то подложить под кабель — например, стопку книжек=)

Личный опыт использования кабелей и разъемов

В начале своей музыкальной деятельности я покупал готовые кабели. Тогда еще не искал различий между изготовителями, но все, что мне встречалось, не давало принципиальной разницы между друг другом.

Позже я начал создавать домашнюю студию звукозаписи и применять нестандартные решения при коммутации на репетициях. Тогда-то и начал читать о кабелях и экспериментировать с ними. В итоге вот на чем я остановился.

Микрофонные кабели для записи и коммутации студийного оборудования марки — Canare . Выбрал опираясь на исследования, описанные в этой статье , а также — на отзывы знакомых. Стоимость — порядка 85 руб/м. Дорого, но качественно. Хорошо сплетенная, плотная оплетка исключает переломы жил кабеля, если много его крутить и дергать (что постоянно происходит с дешевыми кабелям). В Петербурге купить можно в магазине ISPA, Марата 25.

Микрофонные кабели для удлиннителей наушников, репетиционной коммутации и других не очень важных случаев — Premier. Выбрал их по принципу дешевизны. Покупаю их в Питере на Юноне, там много ларьков, где их можно купить. Причем, в некоторых дешевле. Последний раз закупался в 2010 году и брал их по 30 руб/метр. Как раз для репетиционной точки и брали тогда. Вполне экономически оправдано.

Спикер-кабели для гитарного усилителя и кабинета — Cordial. Выбрал по тому же принципу, что и Canare. Покупаю тоже в ISPA.

Мамы и папы 6.25 беру на Юноне. Уже не помню, сколько они там стоят, но дешево. Noname, как говорится:) Кажется, в 2010 году брал по 20 рублей за штуку. Есть какой-то ларек, от центрального входа левая аллея, по левой стороне вблизи входа ларек с закрытым верхом, со входом. То ли до первого перекрестка, то ли после. Там есть всё для дешевой коммутации. Джеки хоть и с ощутимой долей брака, не очень продуманные для пайки, но вполне долговечные и удобные. Прилагаю фото тех, которые я использую. Мамы — обязательно с металлическими корпусами, пластиковые очень низкого качества. На фото — те самые разъемы, которые я покупаю на Юноне.

Мамы и папы 3.5 — аналогично. Только металлические (светлые или желтые — не особо важно, хотя партии желтых, которые мне попадались — оказывались более плотно сидящими друг в друге), никакого пластика.

Мамы и папы XLR — аналогично.

6.25-папы для спикер-кабелей, XLR для студийных микрофонных кабелей; а также разъемы, которые часто дергают туда-сюда, и угловые джеки — Neutrik . Беру в ISPA. Дорогие (до 200р за штуку), но надежные и удобные в пайке.

Всевозможные переходники беру либо на Юноне, либо в Зурбагане (Сенная пл., д.5). Последний предпочтительнее — находится в центре, всегда всего много.

Готовые кабели можно взять в любом музыкальном магазине . Например, «Шоу-мэн» на Техноложке, «МузТорг» на Сенной, «Yamaha» на Владимирской или любой другой.

В общем, теперь я рассказал и о подключении микрофона к компьютеру , и о видах кабелей и разъемов в целом, и можно теперь вернуться к нашей записи, но уже подразумевая наличие подключенного хорошего микрофона:)

Правильная коммутация - одна из самых важных составляющих качественного звука и света. Конечно, удобно всегда иметь под рукой готовые заводские кабели, однако временами приходится разбираться (а кому-то и вспоминать), как распаяны и соединены всевозможные кабели, переходники и разъёмы. Наши таблицы помогут в этом.

Для расчёта сопротивления проводника вы можете воспользоваться калькулятором расчета сопротивления проводника .

Таблица №1- правильная распайка сигнальных аудио кабелей.

Обозначения проводов для распайки : RED - «горячий» контакт балансного подключения (обычно это провод красного цвета), BLACK - «холодный» контакт (как правило, это оплётка кабеля).

Таблица №2- правильная распайка сигнальных кабелей.

Таблица №2- правильная распайка сигнальных кабелей , поможет в правильной распайке микрофонных и аудио кабелей, используемых в большинстве комплектов звукового оборудования. Возможно, кому-то такой вариант распайки покажется более удобным.

Обозначения проводов для распайки: RED - «горячий» контакт балансного подключения (обычно это провод красного цвета), BLACK - «холодный» контакт (как правило, это оплётка кабеля).

Таблица №3 - правильная распайка 3-х и 4-х контактного Mini-XLR.

Эта схема может пригодиться для правильной распайки микрофонных (гарнитуры и «петлички») и инструментальных радиосистем. Используется в петличных микрофонах, таких как Shure WL183, WL184, WL185, однако у разных производителей может отличаться.

Пример распайки mini-XLR - "петлички" Shure WL183, WL184, WL185:

Примечание к таблице №3. Внимание: Распайка кабеля у разных производителей может быть разной!

Как правило, ведущие и вокалисты используют ручные радиомикрофоны. Однако сейчас широкое распространение получили системы с гарнитурами и «петличками», а также инструментальные (гитарные) радиосистемы, которые обеспечивают исполнителям большую степень свободы. В таких системах кабель от микрофона до так называемого "бодипака" (карманный, поясной передатчик) имеет, как правило, разъём Mini-XLR. В случае с гитарной (инструментальной) радиосистемой кабель имеет два разных разъёма. В «бодипак» вставляется разъём Mini-XLR, а в гитару - разъём «джек» plug TS. Разумеется, не все радиосистемы комплектуются именно Mini-XLR, но это, как правило, стандарт.

Распайки и схемы MIDI-кабелей.

Схемы распайки MIDI-кабелей. Музыкантами очень часто применяются MIDI-соединения оборудования. Аббревиатура "MIDI" расшифровывается и переводится как MusicalInstrumentDigitalInterface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Как правило, MIDI-кабели нет необходимости паять, поскольку в большинстве своём исполнители используют готовые шнуры. Однако знание, как распаяны разъёмы на данных типах кабелей, может пригодиться. Стандартные разъёмы для них делаются с помощью разъёмов DIN-5M (5-контактный, male, или "папа", русское название - СШ-5). Бывают ещё 3-контактные разъёмы СШ-3 или DIN-3, но в MIDI-кабелях они не применяются. MIDI-кабели чаще всего подключаются к клавишным инструментам и другому цифровому оборудованию.

На изображении выше показано:

  • Маркировка контактов разъёмов DIN-5.
  • Распайка стандартного MIDI-кабеля DIN-5M in + DIN-5M out.
  • Две схемы MIDI-кабеля Gameport (этот кабель служит для подключения MIDI к персональному компьютеру с помощью Gameport.->) DIN-5 in + DIN-5 out (могут быть и разъёмы female-мама, если используется со стандартным MIDI-кабелем) -
  • Внешний вид кабеля Gameport -> DIN-5M in + DIN-5M out.

Подробнее о разъёме DIN есть обширная статья в Википедии. Там же можно прочитать и об аудио-соединениях на основе разъёмов DIN. Раньше (лет 25-30 назад) такие соединения были очень распространены. Вот, например, отличный переходник для аудио-соединений с DIN 5/180° (или СШ-5, СГ-5, DIN41524, 5-pin DIN 180°) на 4 RCA female:

В последнее время очень большое распространение получили MIDI-кабели, основанные на подключении с помощью интерфейса USB. Их можно применить, например, для подключения синтезатора или MIDI-клавиатуры к ноутбуку с банком звуков.

Примечания : Замечание относительно всех XLR-XLR кабелей: их желательно разделять на микрофонные и сигнальные. Отличие заключается в том, что у микрофонных со стороны коммутации микрофона («мама» на кабеле), корпус разъема XLR нужно замкнуть с экраном, как указано в таблице №1 - контакт "C" с контактом №1. Этот способ распайки заземляет корпус микрофона, снимает наводки и посторонние шорохи в случае, если вдруг "разболтается" такая же внутренняя перемычка в самом микрофоне и потеряется контакт. Но в этом случае подключаться таким кабелем к незнакомому аппарату, особенно стационарному, желательно через Di-BOX, так как зачастую при соединении «напрямую» у шнуровых микрофонов «пробивает землю» и есть вероятность поражения электрическим током. Поэтому микрофонные кабели с перемычкой лучше держать отдельно от сигнальных (без перемычки), а лучше их промаркировать.

Распайка разъёмов Speakon - нет в таблицах. Правильней сказать "распиновка", так как сами кабельные разъёмы Speakon не делаются под пайку кабеля, контакты только на закрутках. Блочные Speakon-разъёмы можно паять. Как правило, используются 2-х и 4-х -пиновые разъёмы, хотя встречаются и 8-и контактные разъёмы Speakon. Контакты в «спиконах» маркируются группами. Группа №1 - "1+" и "1-", группа №2 - "2+" и "2-" и т. д. Обычно, "по умолчанию", используются контакты +1 и -1 разъёма Speakon для коммутации акустических систем между собой и их подключения к усилителям.

Распайка кабеля DMX-512. Используется для коммутации светового оборудования.

Кабели (разъёмы) для передачи сигнала по протоколу DMX-512 бывают 3х- и 5-пиновые. Распайка абсолютно идентична распайке микрофонного кабеля, то есть 1 -> 1, 2 -> 2, 3 -> 3 (4 -> 4, 5 -> 5). Главное отличие только в том, что "горячий" или главный контакт в DMX-512 - №3, а не №2, как в аудио коммутации. Поэтому желательно паять к контакту №3 провод с красной изоляцией, а не с белой, во избежание путаницы. Если в распайке для DMX-512 поменять местами контакты №2 и №3, приборы будут в лучшем случае "зеркалить", а в худшем не работать вообще. В случае обрыва сразу 2-х сигнальных контактов или всех трёх, смотрим распайку на другом конце кабеля и делаем так же на нерабочем. Также рекомендуется устанавливать на конце цепочки DMX-512 так называемый терминатор, особенно если приборов много и линия длинная. Терминатором называют 3-х или 5-пиновый разъём XLR с припаянным между его контактами №2 и №3 резистором 90-120 Ом. В отличие от микрофонных и аудио соединений, длина кабеля для передачи сигнала по протоколу DMX-512 допускает линии длиной до 500 метров.